Вторник, 23.04.2024, 21:36
Сайт учителя русского языка и литературы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
"Мир поэзии и прозы" [2]
Научно-исследовательская и проектная деятельность [7]
Литературное краеведение [2]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Объединение "Пульс" » Научно-исследовательская и проектная деятельность

    работа "Живя главной жизнью"

    Содержание

    1. Введение 3
    2. Зарождение новой жизни 3
    3. Жизнь родных в годы ВОВ 4-5
    4. Послевоенные годы 5
    5. Детство Аллы 5
    6. Школьные годы 6-8
    7. Выбор дальнейшего пути 8
    8. Годы работы в школе и общественная деятельность 9-10
    9. Семейная жизнь 10-11
    10. Переезд в Большую Черниговку 12
    11. Заслуженные награды 13
    12. Отношение к перестройке 13
    13. Значимость человеческой жизни 14-15
    14. Список используемой литературы 16
    15. Приложения 17-33« Живя главной жизнью»

    Пока я ходить умею,
    Пока я глядеть умею,
    Пока я дышать умею,
    Я буду идти вперед!…
    И снег, и ветер,
    И звезд ночной полет…
    Меня мое сердце
    В тревожную даль зовет.
    А. Добронравов
    В одном журнале я прочитала любопытную статью. Автор размышляет о том, что случилось бы с миром, если бы «затерялась» всего лишь одна судьба. Но главным для автора было показать на конкретных примерах великое значение каждой судьбы для человеческой цивилизации.
    Я думаю, что без одной судьбы человека нарушается цепь событий многих людей. Мир изменился бы, ведь судьба одного из нас – это хранилище коллективного человеческого опыта, накопленного в течение многих тысячелетий. Осваивая законы бытия, беря себе на службу все новые и новые достижения человечества, мы активно используем опыт предшествующих поколений.
    Каждая судьба ценна как таковая, а судьбы близких людей дороги особенно. Заглянуть в прошлое, посмотреть на жизнь родного человека в процессе исторического развития очень важно и полезно для нас, молодых. Почему судьба складывается так, а не иначе? Что влияет на характер человека? Ответы на эти вопросы мне хочется найти, исследуя жизнь своей бабушки, Нефедовой Аллы Ивановны.
    Эта работа является продолжением изучения судеб моих родных. Реферат о жизни прабабушки «Истоки моей семьи» принимал участие во всероссийском конкурсе «Человек в истории»(2003-2004 г.).
    В 1943 году 8 марта в поселке Скрипали (колхоз имени Молотова), позже пятое отделение колхоза «Красный Октябрь», расположенного в верховьях реки Большая Глушица, Большечерниговского района Самарской области в семье Анны и Ивана Демичевых родилась первая дочь Алла.
    В детстве все происходящее запечатлевается в памяти не событиями, а переживаниями. Не знала и не ведала маленькая девочка Алла, в какое суровое время она появилась на свет. «Запомнилось мне то, что в нашей землянке была только одна комната, где стояли большая печка, стол, две лавки. На улицу выходила редко, так как нечего было одевать. Я все время сидела на печке, там и играла, и спала. На печку, чтобы мягко было спать, стелили ватол (грубое, самопряденное сукно из шерсти овец). В четыре часа утра мама затапливала печку. Становилось так горячо, что меня перекладывали на железную мамину кровать», - вспоминает бабушка.
    Все омрачалось одной общей бедой – шла Великая Отечественная война. Жестокая, разрушающая и убивающая сила нависла над жизнью. И маленькая Алла чувствовала это. «Недетская» сосредоточенность ее взгляда, выдававшая какое-то внутреннее напряжение, пугала родных. Мать, Анна Марковна, понимала, что ее дочка не сможет жить нормально, по-детски, пока это страшное не будет уничтожено. Во взрослых живет в это время горькое знание: мы-то, взрослые, справимся, а ребенок – беззащитный. И ничего невозможно поделать, ничего нельзя изменить.
    Чтобы выжить в такое нелегкое время Анне Марковне приходилось работать по 19 – 20 часов в сутки: днем до 16 часов в школе; в 6 часов вечера уходила на работу в колхоз, возвращаясь только к полуночи; ночью готовилась к урокам. Вставая в четыре часа утра, затапливала печь, хлопотала по хозяйству, а в восемь часов встречала учеников в школе. Даже на трехдневные учительские районные конференции приходилось ездить вместе с грудным ребенком. Поблажки во время войны не было никому, в том числе и женщинам с маленькими детьми.
    Жители Скрипалей жили тяжело и трудно. Женщины и дети пололи пшеницу руками, так как не хватало техники. Почти весь урожай, добытый нелегким трудом, отправляли на фронт для победы. Сами же довольствовались тем, чем одаривала матушка-природа: пекли лепешки из трав (лебеды), сушили ягоды, собирали грибы, ели жмых (отжимки семечек подсолнечника). «Особенно трудным был неурожайный 1943 год, когда собрали зерновых чуть больше двух центнеров с гектара. А низкий урожай получили не только из-за засухи, но и от падения уровня агротехники…Хлеба в том, 43-ем, вышли низкорослые, изреженные. При уборке много колосьев не попадало на хедер комбайна. Оплетали зубья конных граблей сеткой и пускали сгребать. Учащиеся начальных и семилетних школ со своими учителями выходили на сбор колосьев».
    И все-таки, несмотря на то, что жить было очень трудно, порой просто невыносимо, никто не унывал, все жители поселка помогали друг другу, держались сплоченно. Семью Аллочки спасало от голода то, что ее маме, как учителю, выдавали месячный паек - 15 килограмм муки: три килограмма – дочке, еще три – матери, девять килограмм - ей самой. Эта единственная государственная помощь помогла семье выжить, не умереть с голоду.
    Но самым трудным делом было ждать и помогать своим близким – тем, кто защищал Родину, жертвуя своей жизнью. Учительница и ее воспитанники, как и сотни других в стране, собирали и отсылали солдатам посылки с теплыми вещами, кисетами, сухарями, махоркой. Сколько было в людях в то суровое время душевной щедрости и доброты! Не очерствели сердцем, не огрубели душой. Полураздетые, голодные, они отдавали последнее фронту. Н.И. Крашенинников, руководитель рабочей группы районной Книги Памяти, в своей статье «Труженики тыла - фронту» пишет: «Рабочие и служащие района приобрели билетов Третьей денежно – вещевой лотереи на 73 тыс. рублей, колхозники – на 462 тыс. рублей».
    Мои родные так же, как и все люди, с нетерпением ждали окончания войны, ждали кормильца – отца и мужа Ивана.
    Отец Аллы, Демичев Иван Васильевич, был призван на сверхсрочную службу в армию в апреле 1941 года в Белоруссию, город Бороновичи. Добравшись до места службы в конце мая – начале июня, эти молодые восемнадцатилетние ребята, ничему пока не наученные, и подумать не могли, что придется им выстрадать!.. В июне, уже на третий день начала войны, Иван вместе со своей ротой попадает в фашистское окружение. Несколько месяцев их группа выходила из окружения. Когда же наконец попали к своим, их обвиняют в том, что они сами сдались в плен. В наказание в 1942 году его отправляют на передовую, где он получает звание ефрейтора, где вместе со всеми, как истинный русский человек, совершал чудеса храбрости, защищая родину, делая все необходимое для скорейшей победы. И за этот подвиг Иван Васильевич получает медаль «За отвагу». Еще долгих три года длится эта ужасная и кровопролитная битва. И наконец долгожданная победа в мае 1945 года. Хотя прошло уже 60 лет, я испытываю чувство гордости за то, что мои родные вместе со всем народом спасли Россию от гибели.
    В историю вступает Сорок Пятый год.
    Пой, к солнцу устремив ликующий полет!
    Война окончена!
    Пока что проступает
    Сквозь марлю кровь последних ран,
    А утро мира на границы стран
    Уже победно наступает.

    Сколько радости и счастья испытали те женщины поселка, к которым вернулись их любимые: мужья, сыновья. А отец Аллы, получив тяжелое осколочное ранение легкого, пролежав в госпитале почти год, вернулся с войны только в феврале 1946 года.
    Он пришел домой зимой. Никто не ожидал увидеть Ивана. Подойдя к трехлетней дочери, спросил: «У тебя папа есть?» Ответа ждал с замиранием сердца. «Да, есть. Папа Ваня», - ответила Аллочка. С тех пор девочка как будто «прилипла» к отцу. Он тоже не хотел расставаться с ней ни на минуту.
    На всю жизнь четырехлетняя девочка запомнила эпизод из далекого детства: они с отцом, который работал счетоводом в колхозе, проезжают на двуколке поля. Отец делает замеры двухметровым саженем, а Аллочке доверяет подгонять к нему лошадь по кличке Лихач. Лето, дочка безмерно счастлива, что отец взял ее собой на работу, и горда тем, что по приезду домой друзья с завистью будут слушать рассказ о ее путешествии.
    Вскоре в семье произошло радостное событие: 15 ноября 1947 года у Аллы появляется сестренка Тоня. Дети были совсем маленькими, когда папа внезапно заболел – дал о себе знать осколок, находящийся в легком. То, чего боялись и опасались, всё же произошло. 8 февраля 1948 года умер отец, оставив пятилетнюю и трехмесячную дочек. И все тяготы по воспитанию детей легли на плечи мамы Анны. А это было тяжелое послевоенное время. «Сельское хозяйство вышло из войны крайне ослабленным. В 1948 году его валовая продукция составляла 60% от довоенной. Остро не хватало техники. Во многих селах крестьяне пахали на коровах или даже впрягались сами. Жестокая засуха еще больше подорвала производительные силы колхозов и совхозов».
    По исполнении 6-ти лет Алла пошла в Скрипальскую начальную школу в первый класс. Мама сшила ей обновки: платье, шаровары, пальто. Тетя привезла гусарики – блестящие ботиночки. Каким счастьем блестели глазки девочки: у нее появилась новая одежда. Уже тогда, в 6 лет, она понимала, что нужно беречь вещи. «У меня была маленькая сестренка, которой тоже нужно было что-то носить», - говорит бабушка.
    В трудное для страны послевоенное время даже в таких маленьких поселках открывались школы. Государство заботилось о том, чтобы люди оставались на селе, развивалось сельское хозяйство. Школа находилась в обыкновенном доме, парты стояли самодельные. «Мела не было, писали белой глиной, которую мы в избытке находили за поселком. Выбирали самые крупные куски. В классе висела огромная доска, во всю стену. В тетрадях писали перьевыми ручками, макая перо в чернильницу – непроливайку. Чернильницу каждый день уносили домой, так как школа ночью не топилась, и чернила могли застыть. Учеников было немного – 18. Учились все в одной комнате. В основном дети ходили в школу потому, что там их кормили: варили затируху, кисель».
    Училась Аллочка отлично, ей интересны все предметы, но особенная тяга была к математике. « Меня просто завораживали цифры! Считать я умела еще до школы. Этому меня научила мама и бабушка. Но дома просто счет, а здесь примеры, сложения, вычитания, решение задач. Как это увлекало. Урок проходил на одном дыхании. В этом, несомненно, заслуга моей мамы», - говорит бабуля.
    Ребята в то время, как и сегодня, не только учились, а и помогали взрослым. Одно из самых ярких воспоминаний – Новый год в школе. Перед Новым годом все дети шли в дол, выбирали самую пушистую ветлу, срубали ее, несли в школу. Устанавливали «елку» сами. Перед этим учительница весь год собирала цветные корки от тетрадей, из которых потом делали украшения на елку: цепочки, игрушки, фонарики, флажки. Вокруг «елки» водили хороводы, пели новогодние песенки: «В лесу родилась елочка», «Раз, морозною зимой».
    Как и любых детей, вне зависимости от времени и эпох, их захватывала игра. Зимой, когда снег покрывает землю, сковывает льдом реки, ребятишки уже просят своих родителей сделать им ледянки. Алле делала ледянку мама: лепешка из коровьего навоза, обмороженная водой, казалась девочке самой лучшей. «Однажды дед Василий привез мне первые в поселке санки. Я была на седьмом небе от счастья. Ни у кого нет, а у меня новые санки с блестящими полозьями. Я сразу же решила пойти покататься. На горке меня обступили все ребята поселка. Никто и не подозревал о существовании чудо саней. Конечно, каждому хотелось прокатиться. Навалившись всей гурьбой, чтобы никого не обидеть, мы помчались вниз. Не выдержав такой большой массы, сани не выдержали, полозья разъехались в стороны. Я и не знала, что в первый день катания на санках испытаю своей детской душой настоящее горе. Вся в слезах, со сломанным подарком, прибежала домой. И хотя на следующий день местный кузнец устранил поломку, радость была уже не такой, как прежде», - вспоминает бабушка.
    Весной, как только на склонах холмов проглядывали первые проталинки, ребятня и взрослые выходили играть в лапту, чижика, игру «жги и выжги», «у медведя во бору». Аллу, которой было всего 7 лет, взрослые брали в свою команду потому, что она очень хорошо ловила мяч.
    Кроме учебы и игр, все ребята поселка в течение недели обязательно работали, помогали взрослым: веяли зерно на току, копнили сено и солому. Не было ни одного ребенка, праздно «шатавшегося» по улице. И лишь в воскресенье ребятишки могли отдохнуть: поиграть на улице, сходить в лес по ягоды.
    В поселке была только начальная школа. Именно здесь происходит одно из главных событий в жизни – девочку принимают в пионеры. В пионеры принимали один раз в год, 19 мая, в день рождения пионерской организации. Готовились к этому событию очень долго. На собрании рассматривали индивидуально каждую кандидатуру. В пионеры первыми принимали лучших учащихся школы. Каждый из них давал торжественную клятву: «Я, юный пионер Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю…». Учительница повязывала галстук и прикалывала пионерский значок. А вечером был костер, около которого пели песню «Взвейтесь кострами…». Алла очень гордилась тем, что она одна из первых. Ей хотелось, чтобы все жители видели, что она – пионер и достойна этого звания. Кроме радости, появилось чувство ответственности за свои дела и поступки.
    Как повяжешь галстук – береги его.
    Он ведь с красным знаменем цвета одного.
    Школьница Алла – одна из активистов пионерского движения, постоянный участник районных пионерских слетов. Это очень помогает ей далее в общественной жизни.
    По окончании начальной школы, сдав экзамены по русскому языку и математике на отлично, Алле пришлось продолжить учебу в поселке Верхние Росташи, который находился в 10 километрах от Скрипалей. Девочка на неделю уходила из дома. Живя на квартире у чужих людей, надо было чем-то питаться. А что могла дать мама? Съестные припасы небогаты: в поселке в послевоенное время выращивали картофель, тыкву; на подворьях держали корову и овец. Почти все сдавали в колхоз, дома оставалось совсем немного продуктов. Провожая дочку, мама в котомку клала одну буханку хлеба, которую Алла делила на шесть частей, чтобы, не дай бог, съесть лишний кусочек. Ведь тогда придется голодать, не хватит хлеба до конца недели. Но, несмотря на то, что жить приходилось совсем еще маленькой девочке по чужим углам, училась она очень хорошо.
    В жару и в холод, в суховей и в метель, в жуткие морозы и весной, когда повсюду стояла ледяная вода, Алла вместе с другими детьми шла в школу, несмотря ни на какие трудности. В 1951 году детей на каникулы отпустили позже обычного. Возвращаясь домой, девочка и ее друзья увидели, что река разлилась и пройти будет очень сложно. Дети, недолго думая, сняли с себя обувь, засучили шаровары, перебирались по ледяной воде почти вплавь. Домой Аллочка пришла, не чувствуя ног. У девочки поднялась высокая температура. В то время лекарств не было. Мама лечила ее народными средствами: растирала спиртовыми настоями, поила чаем с травяными сборами. И уже через две недели здоровье дочки пошло на поправку.
    Матери Аллы тяжело было каждый раз отправлять маленькую дочь так далеко от дома. В 1955 году приезжает дядя Аллы Глухов Матвей Маркович. Его, как отличного партийного работника, направляют в наш район выполнять одну из главных задач того времени: освоение целинных земель. Он назначен в совхоз имени Нарком совхозов главным инженером. И чтобы облегчить жизнь своей сестры, забирает племянницу к себе жить и учиться.
    «Это были годы освоения целинных и залежных земель. 50 лет назад сотни тысяч молодых посланцев России, Украины, Белоруссии, других бывших союзных республик стали, не считаясь с трудностями, обживать ранее безлюдные степи. Акция такого масштаба не имеет аналогов в мире. Она была поддержана абсолютным большинством населения. И вопреки нынешним утверждениям иных средств массовой информации, это событие относится к разряду важнейших в истории развития экономики нашей страны». В 1954 году государство впервые бросило такие огромные средства на подъем аграрного сектора экономики. Осваивать необжитые земли откликнулось более полутора миллионов юношей и девушек, которые образовали семьи и навсегда остались верны выбору своей молодости.
    Трудный хлебушек,
    промысел древний,
    И пускай мыслю якобы в лоб,
    Но скажу я, что нашей деревне
    И всему голова – хлебороб.

    Закончив семилетнюю школу на отлично, девочка уезжает в Украинскую среднюю школу учиться далее. В 14 лет – прием в комсомол. Аллу одну из первых принимают в комсомол. В школе она получает ответственное поручение – ее назначают секретарем комсомольской организации. Бабушка говорит о том, что у них, поколения 40 –60 годов даже и мысли не возникало, чтобы не вступать в комсомол. Быть комсомольцем – что может быть почетнее. В комсомольской организации приучали к порядку, к дисциплине, общению. Комсомольцы выполняли любое задание партии. «В те годы посевы хлеба уничтожали суслики, которых развелось очень много. Мы ходили вместе с пионерами и партийными работниками уничтожать сусликов углеродом. Для этого на большую палку наматывали тряпки, окунали их в углерод, поджигали, засовывали в нору, затем ее быстро засыпали. После такой обработки суслики вымирали, и посевы хлеба были спасены» .
    Девушка проявляет отличные способности по многим предметам, но любимым остается математика. Контрольные работы писала так: учитель – Никифоров Иван Ильич - пишет на доске задание – она в тетради ответ. Учитель замечал, что Алла, сделав самые труднейшие задания за 3-5 минут, начинает помогать своей соседке по парте, а потом и всем остальным одноклассникам. Ивану Ильичу приходилось частенько отправлять с урока свою любимую ученицу, так как, сколько бы не было вариантов, Алла их выполняла за 20-25 минут. Учителю пришлось пойти на хитрость: на работу талантливой ученице - 5-10 минут, затем отпускать с урока. Но и здесь находился выход. Девушка говорила Ивану Ильичу, что не успевает. Сама же, чтобы одноклассники не получали плохие оценки, сначала решала задачи всем, а потом себе.
    В 1959 году Алла окончила Украинскую среднюю школу. Все учителя пророчили ей большое будущее в области математики. И девушка решила осуществить свою заветную мечту: поехала поступать в педагогический институт на факультет математики. Сначала нужно было пройти медицинскую комиссию. Врачи дали свое заключение: зрение слабое, падает, можно ослепнуть – эти слова прозвучали как приговор. Для Аллы это было большим ударом. В поселке все были поражены! Как могли такую талантливую ученицу не принять из-за зрения!
    После неудачной поездки в институт она не оставляет желание стать педагогом. В большинстве своем учителями в сельских школах, как и в начале XX века, работали женщины. Живя в глубинке, в небольшом селе, они должны были не только «просвещать народ», но и быть первыми на селе. «Если в конце XIX – начале XX века учителями были лишь священнослужители, то в 1925 году в нашей местности появляются и высоко подготовленные специалисты».
    В середине XX века статус учителя очень высок. Учитель – действительно человек с большой буквы, уважаемый и почитаемый всеми.
    Девушку направляют на 3-е отделение совхоза «Украинский» учителем географии. Нового человека на селе видно сразу. У Аллы появляются подруги и друзья. Молодежь собиралась в клубе для просмотра кинофильмов: «Весна на Заречной улице», «Карнавальная ночь». Народу приходило столько, что многие приносили свои табуретки из дома. В те дни, когда фильмы не привозили, клуб был закрыт. Алла с подругами гуляла по вечерам, а когда становилось холодно, заходили домой к подруге Зое. Тетя Маруся Нефедова, мать подруги, была очень гостеприимной. Гостей ждали, Перед приходом гостей деревянные полы в доме скоблились до ослепляющей желтизны.
    Здесь молодежь общалась, пила чай, танцевала. Алла и не думала, что именно здесь встретит свою судьбу. На одной из вечеринок знакомится с парнем Геной, племянником тети Маруси, весельчаком и заводилой, первым в танцах. Когда они вместе танцевали вальс, все восхищались красивой парой. Вскоре парня забирают в армию. Девушку же, после года работы, переводят в Новый Камелик учителем математики в 5-6 классах.
    Алла не оставляет свою мечту иметь высшее образование и едет поступать в институт на заочное отделение, факультет «География», в город Уральск республики Казахстан. Бабушка часто вспоминает именно это время. Она рассказывает о том, как дружны были студенты всех национальностей, как помогали друг другу в учебе. Думаю, что не зря в ее словах звучит ностальгия. Сейчас, в наше время, даже трудно представить, как крепка дружба людей поколения 50-60 годов. «Учебников в то время было не достать. С нами учился Иосиф Макзанов, казах. Он окончил высшую школу при ЦК ВЛКСМ. Учебники доставал только он. Готовились по ним все вместе», - вспоминает бабуля. На дружбе основывалась вся их жизнь. Мне становится немного завидно, что в наше время это прекрасное чувство утеряно, каждый живет и существует сам по себе.
    Ее подруга, Лидия Степановна Найда, вспоминает годы совместной учебы. «Как тяжело было учиться! Прямой дороги в Уральск не было. И хотя напрямую до города - всего 90 км., ездили через Куйбышев (Самару). Однажды после зимней сессии добирались из Уральска домой неделю. Из-за снегопада не отправляли самолеты (летали на кукурузниках), просидели в аэропорту сутки. Затем на самолете, пролетели мимо дома в Куйбышев. Просили пилота «сбросить» нас, но он отказался. Посадить самолет он не мог, ведь раньше снегом заваливало дома полностью, торчали только трубы. О таких снегопадах сейчас редко кто вспомнит. Прилетев на Смышляевский аэропорт (около города Куйбышева), искали попутную машину – грузовик. В руках были огромные чемоданы с книгами. Нести их просто не было сил, и мы, бросив чемоданы на накатанный снег, толкали свою тяжелую ношу вперед. Наконец одна из проезжающих мимо машин остановилась, и в кузове, в сильнейший мороз и снегопад, добирались сутки до районного центра. До дома оставалось тридцать километров, и опять нужно было искать машину. Выйдя на дорогу, весь день простояли на морозе, и лишь к вечеру добрались домой».
    Работая в школе и учась на заочном отделении, испытывая сильнейшую нагрузку, бабушка всегда, во всех ситуациях, оставалась оптимистом. В работе ей не было равных. Коллектив выбирает ее завучем. Появился человек, который обладал не только великолепными знаниями, но и прекрасными человеческими качествами. «Это было лучшее время, - вспоминает ее ближайшая подруга, учитель русского языка и литературы, Криворучко Нина Ивановна. Такого сплоченного коллектива, наверное, не было нигде. И все благодаря Алле Ивановне. К ней обращались за помощью и советом не только по работе, в которую она вносила самые интересные и передовые идеи, но и по личным вопросам, хотя наша наставница была моложе многих из нас. Нас объединяли не только школьные проблемы, а настоящая дружба. Мы с Аллой Ивановной могли налепить 150 –200 малюсеньких пельменей, почти молниеносно! Сейчас просто не верится, что были такими шустрыми. Отмечали все праздники вместе. Обходились без всякой выпивки. А сколько песен перепето! «Ромашки спрятались», «Синенький скромный платочек», «Коробейники», «Когда б имел златые горы»…До сих пор только одной Алле Ивановне я могу доверить и радостные события, и горестные. Такой дружбой, как у нас с ней, я буду дорожить до конца своих дней. Я действительно счастлива, что судьба подарила мне самого замечательного человека».
    Бабушка – отличный педагог. Об этом вспоминают многие ее воспитанники. Одна из учениц - Ася Аслгужиева - говорит об Алле Ивановне как о педагоге, великолепно владеющим предметом и способностью внушить ребенку, что он единственный и неповторимый среди всех других: единственных, неповторимых. «Педагогические таланты встречаются редко. Алла Ивановна – мастер педагогического труда, владеющий талантом в совершенстве». Это подтверждает то, что некоторые ученики явились последователями – поступили на географический факультет, закончили его, работают в школе. В нашей, Большечерниговской школе №2, географию ведет у меня бабушкина ученица Пендюхова Валентина Александровна. Она поведала мне о том, что вот уже 40 лет их вольно или невольно сталкивает судьба. Валентина Александровна, говорит: «Аллу Ивановну все школьники уважали, побаивались, но любили. Я до сих пор помню ее уроки, которые были так
    интересны, что мы не хотели уходить, и зачастую не слышали звонка. Наши мысли витали вокруг планеты, мы побывали вместе с учительницей во всех странах света, казалось, это реально происходит с нами, до того уроки были захватывающие. Я окончила географический факультет и работаю учителем географии потому, что на мой выбор повлияла именно Алла Ивановна».
    Учительнице первой мой привет,
    и ей я посвящаю строки эти.
    Она сказала мне, что лучше нет
    моей страны на голубой планете!

    Бабушка - человек творческий, постоянно ищущий новые формы работы с детьми. В 1961 году организатором первых производственных бригад являлась Алла Ивановна. Учительница вместе со школьниками выезжала летом за 10 километров от поселка, разбивали палатки. В начале лета сажали овощи, в конце июня – июле ухаживали за ними, в августе убирали урожай. Днем работали в поле, а к вечеру играли, отдыхали. В первый же год бригада учащихся получает переходящее знамя.
    В 1965 единогласным решением коллектива ей должны были присвоить звание «Отличник народного образования». Но как всякий талантливый человек, она нашла изъяны в своей работе и отказалась от звания, предложив присвоить его другому учителю. Несмотря на то, что у нее нет этой министерской награды, это звание присвоили ей люди – коллеги, ученики – что, мне кажется, превыше всего.
    Но не только профессиональной деятельностью занималась бабуля.
    Здесь, в этом небольшом поселке, основанном целинниками, она нашла свою судьбу. На одной из вечеринок Алла увидела вроде бы знакомого парня. Им оказался Гена, с которым познакомились в совхозе «Украинский». Парень пришел из армии, приехал в поселок искать девушку, которая когда-то понравилась ему с первого взгляда. С этого момента началась их дружба, переросшая в любовь. Гена предложил Алле соединить две судьбы.
    Степной огонек на пути
    Да синее пламя зарницы.
    В полете не ссорятся птицы,
    А нам еще долго идти.
    В 1966 году 31 декабря состоялась первая торжественная регистрация брака в совхозе – Демичева Алла Ивановна и Нефедов Геннадий Михайлович сыграли свадьбу. На их бракосочетание, которое проходило в клубе, собралось все село – и стар и млад, яблоку негде было упасть. Все знали отличного завуча, учителя географии в сельской школе и прекрасного, опытного водителя. Регистрация состоялась прямо на новый год. Весь зал был засыпан конфетти. Веселье было незабываемо. Все, от мала до велика, поздравлял молодую красивую пару. Подарки, полученные от учителей, от правления совхоза, от хозяйки снимаемой квартиры, целы и сейчас: кухонный сервант, красный в белую горошину чайный сервис, коньячный набор. Почти полвека прошло, а вещи напоминают о самых памятных событиях жизни.
    Молодой семье к огромной их радости сразу же предоставляют жилье в двухэтажном доме – двухкомнатную квартиру. Это были самые благоустроенные дома в поселке – с центральным паровым отоплением. Началась новая, самостоятельная жизнь, в которой два человека должны преодолевать все вместе. Вещей, мебели у новобрачных совсем немного - только то, что подарили на свадьбу, железная кровать, кухонный стол, да радиоприемник с проигрывателем «Кама». Но сознание того, что государство позаботилось о них, дало уверенность семье в будущем.
    В августе 1967 году Алла оканчивает институт, а в сентябре этого же года рождается первая дочь Оля. И только в этом году в клубе провели первую торжественную регистрацию ребенка – новорожденной Олечки. Здесь поздравили молодых счастливых родителей, подарили памятный подарок, дали наказ по воспитанию, который до сих пор хранится у бабушки. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с тобой родного человека.
    И в самых радостных краях
    Не знаю ничего красивей,
    Достойней матери счастливой
    С ребенком малым на руках.
    В нашей стране жизнь женщины всегда была нелегкой. В то время декретный отпуск длился всего два месяца. Молодой маме, еще и самой как следует неокрепшей, приходится выйти на работу. Маленькой Оленьке нанимают няньку – тетю Настю Больсунову. Нянька была очень энергичной, веселой, никогда не унывала, пела песни да плясала. А вместе с ней и маленькая Олечка. Дочка росла очень общительной. Стоило тете Насте выйти с девочкой погулять, как Олю нянчили все проходящие мимо знакомые. «Дочку мы растили по книге «Воспитание до 12 месяцев». Старались придерживаться рекомендаций, написанных в книге: с какого возраста давать соки, которые папа привозил из Куйбышева; перед сном ежедневно проветривали комнату, закаляя ребенка. А процесс купания был особенным. В то время в поселке колонок не было. И достать воду была целая проблема. Мой муж каждый день привозил воду из родника, находящегося в трех километрах за совхозом. Брал два бидона, и летом на машине, а зимой на тракторе ехал за водой. И каждый вечер купали своего первенца родниковой, самой чистой, водой»,- вспоминают бабушка с дедушкой.
    Алла Ивановна активна не только в школе. Она постоянно занимается общественной работой: лектор- международник (знакомила с событиями в стране и за рубежом население поселка); председатель женсовета (орган общественной самодеятельности населения, работающий в тесном контакте с государственными органами и общественными организациями); председатель товарищеского суда (решение социальных, бытовых вопросов). Также вела торжественную регистрацию семьи и брака, организовывала вечера не только для учеников, но и для молодых семей. Однажды в клубе должен был быть вечер, но муж уехал в очередной рейс, а оставить маленького ребенка было не с кем. Собравшись в клубе, ведущие отказались проводить вечер без любимейшей всеми Аллы Ивановны. И заведующий клубом прибежал к Нефедовым домой, попросив ее идти в клуб, а он сам согласился посидеть с ребенком. Почти все вечера проходили с участием моей бабушки.
    4 марта 1973 года произошло еще одно радостное событие – родилась вторая дочь Таня. Так как декретный отпуск оплачивался только за два месяца, а семья испытывала материальные трудности, пришлось выйти на работу. Сначала маленькую Таню нянчила старшая сестра. Найти няню было очень трудно, поэтому в августе семья переезжает в село Большая Черниговка, где живет бабушка, которая предложила свою помощь по воспитанию внучек.
    Многие жители поселка собрались провожать семью Нефедовых. Некоторые даже рыдали. Никто не хотел отпускать всеми любимую и уважаемую Аллу Ивановну.
    Милая соседушка, родная!
    Спасибо за прожитые по соседству года.
    Сижу, вечерами вспоминаю,
    Как жили счастливо с тобою мы тогда.
    Как часто собирались за столом
    И говорили долго обо всем.
    Дети наши играли, диафильмы смотрели,
    А мы чай пили да картошку жареную ели.
    И не ругались никогда,
    И как друг друга выручали,
    Мужья ведь наши в рейс всегда
    Надолго уезжали.
    А вспомни, Алла Ивановна,
    Как с тобой в больнице мы лежали.
    И Гена с Виктором в Самару
    Нас проведать приезжали.
    Я помню, как с тобой мы арбузы собирали,
    И Оля с Вадимом были с нами.
    Гена за нами на машине приехал.
    А мы с тобой столько дынь и арбузов набрали,
    Что потом весь подъезд угощали.
    А помнишь, как мы с тобой за один день по три комнаты белили,
    Да еще в подъезде порядок наводили.
    А потом всем подъездом собирались,
    Пели песни, разговаривали, смеялись.
    Как быстро время пролетело,
    Ты от нас уехала в район.
    Я часто вспоминаю двухэтажку
    И всех, кто жил в подъезде во втором.
    Я эти годы никогда не забуду…
    И как работали и отдыхали мы сполна.
    За все тебе спасибо, милая соседушка моя!
    Эти строки подарила бабуле ее подруга Любовь Петровна Подольцева.
    В Черниговке дедушка устраивается на работу в ПОЖКХ, и ему дают двухкомнатную квартиру в микрорайоне в доме № 5. В этом же году в микрорайоне начинают строить дом специально для учителей, нуждающихся в жилье. И Алла Ивановна получает трехкомнатную квартиру в доме № 11, который заселяют только работники образования. Таких острых проблем с жильем, как в наше время, тогда не было. Люди работали и знали, что за свой труд обязательно получат жилплощадь, положенную им по закону.
    Бабушку, как хорошего работника, приглашают на работу методистом в Районо. В этом же году ее переводят в школу директором. Не проработав там и года, бабушка вынуждена уйти с работы в связи с тяжелой болезнью. Военное детство, большие нагрузки не прошли бесследно. Спустя некоторое время она возвращается в школу учителем географии. Пост директора занимал Полтавский Николай Иванович. Он уговорил Аллу Ивановну стать завучем по учебной части. Она принимает предложение. «Мне нужны были такие люди, которых отличала честность, справедливость, готовность прийти всегда на помощь, глубокое знание своего предмета. И я не ошибся. Легко работать вместе с человеком знающим, умеющим в любой ситуации найти компромисс. Нас партия приучила к труду. Основа нашей жизни - доверие друг к другу, сплоченность. Мы были как бы связаны невидимой нитью – верой в труд, жизнь» , - рассказывает Николай Иванович.
    В 1975 году Алла Ивановна вступает в ряды КПСС, с самого начала ей доверяют ответственную должность - секретарь школьной партийной организации, где нужно было составить план работы, провести партийное собрание, партийное бюро, постоянно осуществлять связь между партией и комсомолом. Я и не подозревала, сколько обязанностей выполняла моя бабуля. Основная работа – и педагог, и завуч, и секретарь партийной организации. И все это на общественных началах. Работали для себя, для дела, ради будущего поколения, а не ради денег. Цель в жизни у поколения 50 –60 годов XX века – работать честно и справедливо для страны. За свой добросовестный труд бабушка награждена двадцатью двумя грамотами. Две из них – Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ, полученные за «большую работу по коммунистическому воспитанию подрастающего поколения, активное участие в общественной жизни, за хорошую организацию и проведение занятий в сети партийного политпросвещения» . В 1968 году за «успешную работу по обучению и воспитанию учащихся» получает одну из высших наград – Почетную грамоту министерства Просвещения РСФСР и Республиканского Комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР.
    В 1977 году Алла Ивановна переведена инспектором в Большечерниговский районо. И здесь она - на своем месте. Все, что делает, делает хорошо или очень хорошо. Плохо просто не умеет. Все, кто оказывается рядом с нею, профессионально растут: достойная манера общения, ведение дискуссий, желание узнавать новое, творчески работать учатся ее коллеги.
    Но любовь к детям пересилила, бабушке очень хотелось работать с ребятами, и она в 1985 году возвращается в школу учителем географии.
    В 1990 году она за свою отличную работу удостоена медали «За долголетний и добросовестный труд».
    Директор Перова Тамара Константиновна в 1993 переводит Аллу Ивановну году заместителем директора по учебной части. «Алла Ивановна помогла мне состояться не только как администратору, руководителю. Она помогла изучить человеческие отношения между людьми, без которых невозможно сделать коллектив сплоченным», - говорит Тамара Константиновна.
    Вторым заместителем работала Шепелева Любовь Алексеевна.
    «Работая с Аллой Ивановной, я поражалась глубине ее знаний не только административных, но и знаний по предмету. Она - эрудит по многим школьным дисциплинам. Она – хранитель самых сокровенных тайн, которые учителя доверяли только ей. Я удивлялась, как можно найти подход к любому из нас: поддержать в трудную минуту, порадоваться за человека. При этом никогда Алла Ивановна не говорила про свои проблемы, как будто на ее жизненном пути все было гладко. Этому отношению к людям я научилась именно у моей коллеги».
    И опять в стране сложное время. Последние десятилетия XX века - перестройка. Жизнь требует развернуть новые направления жизни. «Демократизация общественной жизни предусматривает изменение многих принципиальных позиций. Партия переживает очень эмоциональный период своей жизни. В этой обстановке нужно четко различать, где сущность процессов, а где поверхностные явления, где деформации, а где фундаментальные основания. В условиях развертывающего многообразия мнений каждый должен четче определить критерии происходящих изменений. На все прежнее принято смотреть только обличительно».
    Я уверена, что тоталитарная система – зло, однако куда как просто заклеймить ее этим словом, не попытавшись разобраться. Бабушка говорит мне о том, что не все так плохо было при этой системе правления. Конечно, ошибки неизбежны. Но то, что произошел развал Советского Союза, у нас нет уверенности в завтрашнем дне – об этом она рассказывает с огромным сожалением: «Мы были твердо уверены, что после окончании школы получим образование, в том числе и высшее, безо всяких материальных затрат. Обязательно будем работать по специальности. Государство выделит жилье. Это было как само собой разумеющееся» .
    И все-таки мы, молодое поколение, пытаемся в этой системе выжить. Несмотря на разруху, неверие, которые затронули и систему образования, жизнь входит в русло вполне разумных норм. Бабушка, как опытный педагог, почувствовала, что в нынешнее время молодежь допускает лишь до определенной черты: внешне вроде бы покой, а внутри ощущается напряжение. Она поняла, что новое время на рубеже веков «вывело» поколение детей, чьи мировосприятие, психология отмечены чертами новизны. «Это ребята, которых мы должны принять такими, какие они есть. Им некуда идти, некуда прислониться, они не желают больше поклоняться авторитетам. А главное – их не научили любить и жалеть. Мы должны помочь им выживать в этом непростом мире, быть внимательны к тем, кто должен будет определять лицо нашего ближайшего будущего. Очень важно сеять разумное, вечное, не сбиться с пути. Это трудно. Но держать свою линию нужно всегда. Сейчас особенно», - говорит бабуля.
    Проработав в школе 42 года, Алла Ивановна в 2001 году уходит на заслуженную пенсию. Такой праздник, как проводы на пенсию бабушки, состоялся в школе первый раз. Торжественная часть с поздравлениями от коллег, учеников, родных с номерами художественной самодеятельности.
    Вечер прошел великолепно. Алла Ивановна, как и на всех торжественных мероприятиях, читала стихи, посвященные окружающим ее людям. И как всегда, написанные самой от души, они звучали прекрасно. А все окружающие с замиранием сердца готовы были слушать вновь и вновь стихи в исполнении моей бабули. А сколько слов любви, благодарности прозвучало в ее адрес! Носкова Татьяна Александровна, заместитель директора по учебной части, наставником которой была Алла Ивановна, говорит, что этому педагогу, как никому другому, подходит высказывание А.П. Чехова: «Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья». «Неистощимая творческая энергия, жизнерадостность, высокий профессионализм характеризуют ее. А еще Алла Ивановна – добрейшей души человек, обаятельный, вежливый. Чуткость, гуманность, порядочность отличают ее от других людей. Огромное спасибо Вам за то, что Вы помогли мне вырасти профессионально» , - такие слова благодарности выражает Татьяна Александровна. Ольга Петровна Шеленцова, учитель физкультуры, в прошлом ученица Аллы Ивановны, вспоминает ее как классного руководителя: «Отношения с нами Алла Ивановна строила на доверии и уважении. Умело организовывала мероприятия, в которых мы участвовали с большим удовольствием. Заботливо и внимательно относилась к каждому. Она сформировала в нас такие личностные качества, которые помогли нашему становлению в жизни».
    После проводов на пенсию началась другая жизнь. «Заслуженный отдых. Такое вот благостное название придумали этому периоду. Ты свое отработал, долг выполнил, свободное время – тебе в награду. Живи в свое удовольствие». Но привыкать к новым жизненным обстоятельствам всегда нелегко, даже если в них перемены к лучшему. Пенсионер чаще всего расстается не просто с работой – с любимым делом. Теряет прежнее общественное положение, прежний авторитет. Конечно, многое зависит от того, какие у тебя интересы, что у тебя за душой. Есть люди, которым искать себя не надо. И среди них моя бабушка. Как будто ничего не изменилось. Каждый день у нее гости: родные, коллеги, друзья. И для всех, несмотря на пошатнувшееся здоровье, у нее найдется минута для того, чтобы с кем-то порадоваться, кого-то успокоить, кому-то дать совет. А чаепитие – традиционный церемониал. Чай бабуля заваривает лучше всех. А какие вкусные она печет пироги! Мне нравится приходить в дом, где все дышит спокойствием и уютом, к бабушке с дедушкой. У бабули всегда готово что-нибудь вкусное. В нашей неспокойной жизни все на бегу. А дом бабушки и дедушки дает ощущение наполненности жизни. В доме нередко собираются и родственники.
    Как важно, особенно при малочисленности нынешних семей, чувство родства, рода, корней! Это каждому помогает разобраться в себе. Значимость человеческой жизни никогда не исчезает, ведь жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою, и от него зависит, как управлять ею. Судьба бабушки насыщена событиями: радостями и восторгами, победами и поражениями, горестями утрат, которые помогают обостренней видеть мир и глубже чувствовать доброту. Я думаю, природа щедро одарила ее: неодолимо притягивает она людей. Каждому человеку, находящемуся рядом, дает почувствовать сопереживание за него. Бабуля никогда не сосредотачивалась только на себе. Оптимизм, жизнестойкость делают ее поистине большим человеком, великолепным педагогом, наставником молодых. Я всю жизнь буду любить свою родную бабушку за то, что она столько любви и заботы отдает нам - своим детям и внукам.
    Всю свою светлую душу, свое сердце бабушка отдала на служение людям. Я считаю, что ей, как никому другому, подходят строчки нашего земляка, поэта Ивана Бондаренко, которые являются девизом всей ее жизни - «труд и сердце – людям отдавать».
    Пролетели годы молодые,
    Словно в небе стая журавлей,
    Волосы теперь уже седые,
    Словно след истории твоей.
    Может быть, от этого удела,
    Что в награду жизнь преподнесла,
    Голова немного побелела
    И другую форму обрела?
    Но совсем не в этом нынче дело.
    Главное – любовь всегда жила
    К тем делам, что совершала смело,
    Когда к ним тебя Родина звала!
    Главное, что память сохранила
    Той эпохи светлую черту,
    Что судьба тебя щедро наградила,
    Превратив в дела твою мечту:
    Быть всегда на острие атаки
    И негромкий подвиг совершать.
    С радостью, как от души подарки,
    Труд и сердце – людям отдавать!


    Список используемой литературы.

    1. Александрова Т. Годы и заботы. – М., Издательство политической литературы, 1990.
    2. Афанасьев В.Г., Смирнов Г.Л. Урок дает история. – М., Издательство политической литературы, 1989.
    3. Бондаренко И. Для души. – Самарский дом печати.1997.
    4. Долгушкин Н.К. Славим землю. – М., «Московский писатель», 2004.
    5. Дмитриева Э.Я. Самарская область. – Самара, «Самарский информационный концерн», 1998.
    6. Искрин Н.В. В бескрайних степях Самарского Заволжья. Ч.1. – Самара, Самар. дом печати, 2000.
    7. История Куйбышевской области (1917-1980 гг.). – Саратов, 1981.
    8. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней. ХХ век (1918-1998). – М., 2000.
    9. Кабытов П.С. История у нас трагична. - Самара, 1995.
    10. Книга Памяти. Т. 19. - Самара, 1995.
    11. Платонов А. Государственный житель. - Минск, «Мастацкая лiтература», 1990.
    12. Репин Л. Параметры риска. – М., «Молодая гвардия», 1987.
    13. Шагалов А. Василь Быков. Повести о войне. – М., «Художественная литература», 1989.

    Категория: Научно-исследовательская и проектная деятельность | Добавил: polza28091 (19.12.2011)
    Просмотров: 1256 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Соц. закладки
    Socialtools.ru
    Полезные сайты
    Праздники дня
    Праздники России
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz