Четверг, 02.04.2020, 00:34
Сайт учителя русского языка и литературы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Классное руководство [2]
Уроки русского языка [4]
О себе [1]
Исследовательские работы [0]
Домашнее задание [7]
Материалы музей [0]
Объединение "Пульс" [3]
Подготовка к ОГЭ [10]
Виртуальный музей [0]
Методическая копилка [1]
"Мир поэзии и прозы" [1]
Объединение "Пульс" [11]
Педагогические династии школы [3]
Педагог в моей семье [2]
Исследовательские работы [1]
Учительские коллективы [2]
Уроки литературы [0]
Открытые уроки [0]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Подготовка к ОГЭ

    РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИЯ лингвистических терминов и языковых явлений в тексте

     

    Запятая

    1.Помогает разделить синтаксические конструкции разных видов.

    2.Повышает внимание читателя и интерес к содержанию текста.

    3.Нацеливает на соблюдение правильной интонации и понимание смысла письменной речи.

     

    Тире

    1.Позволяет не допустить речевых повторов и оформить мысль кратко и понятно.

    2.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.

     

    Двоеточие

    1.Используется в качестве бессоюзной связи в сложном предложении.

    2.Помогает правильно оформить предложения с однородными членами и прямой речью

     

    Точка

    1.Употребляется в качестве главного знака, обозначающего конец предложения, мысли.

    2.Используется в качестве знака для сокращения слов.

     

    Скобки

    1. Отделяют слова и предложения , приводимые в качестве каких-либо замечаний.

    2. Выделяют различные пояснения или дополнения высказываемой мысли.

     

     

    Восклицательный знак

    1.Выражает значение восклицания либо восхищения авторской мысли.

    2.Указывает на восклицательную интонацию и часто основную мысль в отдельной части или абзаце текста.

     

    Вопросительный знак

    1. Является главным знаком при постановке вопроса.

    2. Выполняет функцию отличия от повествования и восклицания.

    3. Нацеливает читателя на создание правильной интонации.

     

    Кавычки

    1.Служат для обозначения в тексте предложения с прямой речью.

    2.Помогают выделить имена собственные, цитаты, просторечные и стилистически не подходящие тексту слова.

     

    Многоточие

    1. Обозначает незаконченную мысль в конце предложения.

    2. Способствует передать переживания и волнения автора или героя в середине текста.

     

    Антонимы

    1. Выражают значение противоположности качественного признака.

    2. Используются как художественное средство создания контраста.

     

    Синонимы

    1.Выражают одно и то же понятие , но разное написание

    2.Используются в качестве взаимозаменяемых элементов высказывания с целью сохранения речевой грамотности.

    3. Помогают избежать повторов и расширить свой словарный запас.

     

    Устаревшие слова

    1.Позволяют более достоверно создать историческую картину чего-либо.

    2.Употребляются для речевой характеристики образа, героя, человека другой эпохи.

    3.Способствует внести в текст исторический колорит времени.

     

    Диалектные слова

    1.Раскрывают особенности говора конкретной местности,традиции и обычаи людей.

    2.Придают тексту или отдельной мысли индивидуальность и неповторимость.

     

    Фразеологизмы

    1.Употребляются как неделимое и устойчивое сочетание слов для выражения отношения говорящего к кому или чему-либо.

    2.Играют роль нравоучения в краткой и выразительной форме.

     

     

    Разговорные  слова

    1.Употребляются в разговорно-бытовых ситуациях и придают речи непринуждённый характер общения.

    2. Допускают нарушение норм литературного языка, что позволяет автору текста создать более достоверный образ героя, его подлинный характер общения.

     

    Лексический повтор

    1.Используется в качестве намеренного повтора важного слова или словосочетания.

    2. Помогает придать художественному тексту экспрессивность.

     

     

    Новые слова (неологизмы)

    1.Служат для обозначения новых предметов, явлений, отношений, открытий.

    2.Вносят новый эмоциональный оттенок в уже существующие предметы и явления.

     

    Матафора

    1.Помогает свойства одного предмета перенести на другой, чем-то похожий,благодаря чему образное выражение превращается в реальную картину.

    2.Привлекает внимание читателя и заставляет его вдумчивее и внимательнее относиться к тексту.

     

    Антитеза

    1. Способствует усилению выразительности речи в тексте

    2. Употребляется в качестве резкого противопоставления понятий, мыслей, образов

     

    Гипербола

    1.Усиливает нужное впечатление о чем-либо

    2. Содержит непомерное преувеличение

     

    Олицетворение

    1.Позволяет наделить неодушевленный предмет качествами человека.

    2. Способствует усилению выразительность и образности речи.

     

    Эпитет

    1.Помогает зримо представить предмет.

    2.Используется для образного определения с целью создания выразительности мысли.

     

    Сравнения

    1.Помогает точнее определить качество конкретного предмета.

    2. Делает зримым отвлечённое понятие.

    3. Используется для сравнения одного предмета или явления с другим.

     

    Выразительные средства

    1.Способствуют  восприятию художественной образности текста.

    2.Делают речь ярче, богаче.

    3.Позволяют передать самые тонкие чувства высказывания.

     

    Цитата

    1.Является разновидностью прямой речи с целью подтверждения  мысли текста.

    2.Представляет собой дословную выдержку из высказывания или сочинения, делая речь яркой и выразительной.

    3.Помогает познакомить читателя с чьим-либо авторитетным мнением.

     

    Графические средства

    1.Выполняют функцию зрительного вспомогательного средства выделения слова в тексте с тем, чтобы подчеркнуть его значимость.

    2.Способствуют правильному прочтению авторской мысли.

     

    Союзы

    1.Служат для соединения однородных членов предложения.

    2. Помогают связать простые предложения в составе сложного.

    3. Разграничивает сочинительные и подчинительные связи.

     

    Предлоги

    1.Служат для выражения зависимости одних слов от других в словосочетании и предложении.

    2.Выражают различные отношения по значению(временные, причинные, пространственные, целевые...)

     

    Междометие

    1.Является характерной принадлежностью устной речи и в тексте используется в диалогах.

    2.Выражает разнообразные авторские чувства, настроения и побуждения.

     

    Прилагательное

    1.Помогает обозначить в речи признак предмета.

    2.Способствует более точно описать свойства и значения предмета или явления.

     

    Существительное

    1.Служит для обозначения предмета.

    2.Выполняет центральную функцию, называя одушевленные и неодушевленные предметы, о которых говорится в тексте.

     

    Глагол

    1.Служит для обозначения действия и состояния предмета.

    2.Образует грамматическую основу предложения в сочетании с подлежащим.

    3.Указывает на вид, время, наклонение, лицо, число, род.

     

    Частицы

    1.Служат для образования повелительного и сослагательного наклонения глагола.

    2.Вносит в предложение различные оттенки значения(отрицание, вопрос, восклицание, указание, сомнение, уточнение, выделение, усиление)

     

    Местоимение

    1.Указывают на предметы, признаки, количество, но не называя их.

    2.Позволяют избежать повторов и не допустить речевых ошибок.

    Наречие

    1.Помогают обозначить в речи признак предмета по действию.

    2.Способствуют выразить различные оттенки значений (образ действия, время, место, причину, цель, меру, степень)

     

     Обратный порядок слов

    1.Позволяет выделить важные члены предложения путем их перестановки.

    2.Приводит к грамматической ошибке в языковом выражении.

     

    Вводные слова

    1.Имеют характер дополнительных замечаний или пояснений к высказываемой мысли.

    2.Выражают различное отношение говорящего к тому, о чем он сообщает(уверенность, неуверенность, чувства, источник сообщения, последовательность явлений и связь между ними)

    3.Могут указывать на способ выражения и оформления мыслей.

    4.Придают тексту авторскую индивидуальность.

     

    Обращение

    1. Называет лицо, к которому обращаются с речью.

    2. Вносит в содержание текста значимость авторских высказываний, обращенных к конкретному лицу.

    3.Выражает отношение автора к лицу,  которое он называет.

     

    Однородные члены

    1.Используются для перечисления действий, явлений,признаков...

    2.Помогают создать мысль более точной, выразительной  и эмоциональной.

     

    Бессоюзная связь

    1. Усиливает выразительность и значимость мысли в тексте.

    2. Демонстрирует  динамику и одновременность событий.

     

    Основа предложения

    1.Указывает главный предмет, явление или лицо предложения и его действие.

    2.Является центральной частью, без которой не может существовать предложение.

     

    Неполные предложения

    1.Допускают отсутствие некоторых членов предложения в соответствии с контекстом или обстановкой.

    2.Находят свое применение чаще всего в диалоге.

     

    Прямая речь

    1. Используется в качестве точной передачи чужой речи с целью сохранения её индивидуальности и особенностей.

    2.Вносит в содержание текста достоверность и значимость высказывания другого лица.

    3. Придает тексту выразительность и эмоциональность.

     

    Обособленные члены предложения

    1.Второстепенные члены, которые выделяются на письме запятыми и служат для уточнения, дополнения, определения и распространения чего-либо.

    2.Увеличивают смысловую нагрузку предложения.

     

    Словосочетание

    1.Употребляется в качестве сочетания слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

    2.Служит  основным  звеном для построения предложения.

     

    Сложные предложения

    1.Состоят из нескольких простых предложений, соединенных между собой по смыслу, союзной и бессоюзной связью.

    2.Позволяют выразить несколько событий в сложной синтаксической конструкции.

     

    Диалог

    1.Помогает точно оформить разговор двух или более лиц, сохраняя  его индивидуальность и достоверность.

    2.Придает тексту выразительность и эмоциональность.

     

    Орфография

    1.Служит для единообразия написания слов и грамматических форм речи на письме.

    2.Определяет принципы правописания орфограмм в слове (морфологический, фонетический, традиционный)

     

    Пунктуация

    1.Помогает изучить систему знаков препинания в частях письменной речи.

    2. Создает правила постановки знаков препинания на письме.

     

    Лексика

    1.Помогает пополнить словарный запас человека.

    2.Способствует правильно определить значение слова, его содержание, его соотнесенность с предметом или явлением.

     

    Фонетика

    1. Изучает звуковую сторону речи.

    2. Способствует познать тайну звуков речи, их произношение и правописание.

    Морфология

    1.Помогает изучить слово как часть речи.

    2.Позволяет правильно выделять смысловое значение конкретной части речи, её морфологические признаки и синтаксическую роль в тексте.

     

    Публицистический стиль

    1.Помогает сделать речь убедительной и доходчивой благодаря  использованию образных выражений, обращений и вопросов к читателям.

    2.Выполняет функцию воздействия на читателя, вовлечения в полемику, побуждения его к поступкам, действиям.

    3.Информирует читателя, передает значимую информацию.

     

    Художественный стиль

    1.Отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

    2.Выполняет функцию эмоционально-эстетического воздействия, создания художественных и поэтических образов.

    3. Является "ключом" к душе человека, позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.

     

    Слова с уменьшитель-ными суффиксами

    1. Способствуют создать образ  с уменьшительно-ласкательным значением с целью подчеркнуть его качества в большей или меньшей степени.

    2. Позволяют выразить эмоциональные чувства и отношение автора к тому, о чем идет речь.

     

    Многосоюзие

    1. Позволяет подчёркнуть однородность высказывания.

    2. Придаёт выразительность и значимость мысли.

     

    Умолчание

    1.Побуждает  к самостоятельным размышлениям и творчеству совместно с автором.

    2. Употребляется с целью сознательной недосказанности, чтобы читатель дорисовал картину событий.

     

    Абзац

    1. Служит для выделения основной микротемы и перехода  к другой.

    2.Отражает тот или иной этап в развитии действия, характерную особенность в описании предмета или характеристике героя, мысль в рассуждении, доказательстве.

    3.Помогает правильно понять текст, отделять одну  его часть от другой.

     

    Категория: Подготовка к ОГЭ | Добавил: Алёнушка (02.02.2015)
    Просмотров: 2407 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Соц. закладки
    Socialtools.ru
    Полезные сайты
    Праздники дня
    Праздники сегодня
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2020 Сделать бесплатный сайт с uCoz