Четверг, 25.04.2024, 13:51
Сайт учителя русского языка и литературы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Классное руководство [2]
Уроки русского языка [4]
О себе [1]
Исследовательские работы [0]
Домашнее задание [7]
Материалы музей [0]
Объединение "Пульс" [3]
Подготовка к ОГЭ [10]
Виртуальный музей [0]
Методическая копилка [1]
"Мир поэзии и прозы" [1]
Объединение "Пульс" [11]
Педагогические династии школы [3]
Педагог в моей семье [2]
Исследовательские работы [1]
Учительские коллективы [2]
Уроки литературы [0]
Открытые уроки [0]
Функциональная грамотность [2]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Подготовка к ОГЭ

    Урок. Развитие речи. Работа по тексту.

    Урок. Развитие речи. Работа по тексту.

    «Россия. Родной край.»

    МАСТЕРСКАЯ «Письменное творчество.»

    Участники: учащиеся 8-х классов, учителя, родители.

     Цель: развивать творческую самостоятельность ребят, продолжить процесс работы с текстом для выполнения заданий ОГЭ.

     Задачи:

         -    закрепить навыки работы с текстом;

    -     составить текст о малой родине;

    -     направлять работу ребят;

    -     актуализировать знания по данному вопросу;

    -     стимулировать свободу и творчество для свободы действий каждого;

    -     воспитывать   любовь к  к родному краю, России;  

    -    формировать личность ребенка (потребностей и мотивов, ценностей, нравственных установок, норм поведения, черт характера).

    I.                  Организационный момент. Индуктор. Самоконструкция.

    Подготовить ребят к процессу творчества, настроить на самостоятельную работу. В тетрадях запишем число, классная работа.

    II.               Основная часть. Социоконструкция.

    1.     Включение в работу.

    Сегодня мы с вами продолжаем работать  с текстом. Это  наша творческая мастерская, которая называется «Россия. Родной край». Родина – это радостное, светлое чувство, понятное любому человеку. Мне очень хочется, чтобы у каждого из вас на всю жизнь сохранилась любовь к родному краю.

    Ребята,  разделите  листок  тетради пополам.

    Запишите в одной половине…,                                                               в другой… 

    Россия                                                                                                      Родной край

    Сейчас мы прослушаем песню о России, а вы выпишите понравившиеся вам слова и выражения. Песня о России.

    Что остается в памяти после просмотра клипа?

    - Песня называется « Звезда России». Автор – Ю.Таран

    - Какое отношение  проявляется в выборе названия?

    - Что именно восхищает  в «ненаглядной сторонке?»

    2.Блиц-опрос.

     -С какой целью создаются художественные тексты?

    - Какие языковые средства характерны для поэтических и прозаических текстов?

    - Каковы цели использования средств художественной изобразительности?

    Ребята работают по группам, читают тексты стихотворений и прозы о Родине. (дано 2-3 стихотворения)

    Гой ты, Русь, моя родная,

    Хаты - в ризах образа...

    Не видать конца и края –

    Только синь сосет глаза.

    Как захожий богомолец,

    Я смотрю твои поля.

    А у низеньких околиц

    Звонно чахнут тополя.

    Пахнет яблоком и медом

    По церквам твой кроткий Спас.

    И гудит за корогодом

    На лугах веселый пляс.

    Побегу по мятой стежке

     На приволь зеленых лех,

    Мне навстречу, как сережки,

    Прозвенит девичий смех.

    Если крикнет рать святая:

     «Кинь ты Русь, живи в раю!»

     -Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою».

    С. Есенин

     

    РОДНОЙ КРАЙ

    Есть на свете множество сторон,

    Сказочно прекрасных, но и все же

     Наш степной Черниговский район

    Сердцу моему всего дороже.

    Здесь родился, здесь и вырос я,

    Были тут и встречи, и разлуки.

     Здесь мои окрепли сыновья

     И на радость подрастают внуки…

    По утрам поют тут петухи,

    Как ведется, голосисто, рьяно.

    Здесь родились первые стихи,

    Первые мелодии баяна…

    И куда вот только ни носил

    Меня ветер странствий по округам,

    Но расстаться не хватало сил

    С милым краем — родиной и другом.

    Жизнь моя! Как много светлых дней

    Ты мне отсчитаешь, я не знаю,

    Но поверь, всегда в душе моей

    Будет гимн звучать родному краю.

    В.Нор

     В группах обсудите ответ на вопрос «что такое Родина, родной край», запишите  слова – ассоциации, средства выразительности языка.

    Группы начинают работать. Записывается все, что произносится, ни осуждая, ни отвергая, лишь уточняя высказанное. Перед работой важно предупредить, что никаких насмешек ни над собой, ни над ответами ни у кого быть не должно. На доске написаны слова : «Делайте так, как считаете нужным», « Мы не торопимся отвечать на вопросы».

    3. Каждая группа читает и записывает в тетрадь  свои ответы. Просьба к остальным – слушать внимательно все, что говорят. 

    III.Социализация

    Выписываем на доске ответы групп на вопрос  «что такое Родина, родной край?».

    Физкультминутка (Развивающий канон)

    1 вариант выходит, выписывает слова, 2 вариант встав с места произносит предложение с данным словом.

    слова  

    ассоциации  

         предложение

     

     

     

     

                                           

    средства выразительности произносятся вслух

    4.У каждой группы на парте – тексты «Размышления о Родине»,

    Ребята, работаем с текстами по алгоритму.

    Текст  - стиль-тип речи – тема - основная мысль – главная информация текста – средства выразительности

    Размышления о России

     

     Еще немаловажный момент: каждый отрывок задает определенный ритм, определенное настроение, обогащается и словарный запас ребят. 

    5. На интерактивной доске или в презентации написаны слова.

    Сегодня          в России                Живу             Я

    Учитель предлагает написать к ним синонимы или  слова-ассоциации. (3-5 слов). 

    6.     Социализация.  Через 3 минуты  происходит обмен листочками с соседом. Ребята на том листочке, что получили, продолжают список слов.(2-3 слова)

    7.     Через 2 минуты каждый получает свой листочек обратно. Кто желает, дописывает слова.

    8.     Ребята, а теперь приступим к написанию текстов. Используем обязательно все слова, таблицы, предложения, которые вы записали в процессе урока. Также у вас есть ответы ваших родителей на вопросы анкеты.

    9.     Учитель просит  обратить внимание на экран. Выбрать фразу или придумать свою и начать работу над текстом.

    Данные фразы:

    •         Что есть Родина?

                 Россия и я

    •         Россия – это одна с тобой душа…

    •         Это для меня и есть Россия

    •         Самый прекрасный уголок – это  малая родина…

     

    10. Дается 10-15 минут для написания любой творческой работы. Начать работу следует с выбранной фразы или своей. При написании текста  обязательно используются слова из словарика, слова с доски и любые другие.

    III.Заключительная часть. Афиширование

    1.Когда работа закончена, все вывешивают свой труд на доску.

    2.Все ходят и читают. Через некоторое время учитель читает работы вслух. Работы не подписаны, поэтому автор неизвестен. Все прикоснулись к творчеству. Оценку своему постижению письменного творчества каждый дает сам.

    Вывод ( рефлексия): учитель просит каждого высказать свои ощущения, оценить построение и содержание мастерской. 

    - Твои ощущения во время беседы с родителями?

    • Твое отношение к теме мастерской?

    • «Россия и я» - два слова рядом, возможно, они впервые появились для тебя рядом. О чем ты задумался?

    • Что тебя на мастерской порадовало?

    • Что огорчило?

    • Трудно или легко тебе было писать последний текст, с чем это

    связано?

    • Какие тексты ребят тебе запомнились?

    • Какими бы красками ты отразил настроение

    а)  свое;

    б)  ребят на мастерской.

    Ребята, человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

     

    Мой друг! Что может быть милей
    Бесценного родного края?
    Там солнце кажется светлей,
    Там радостней весна златая,
    Прохладней легкий ветерок,
    Душистее цветы, там холмы зеленее,
    Там сладостней звучит поток,
    Там соловей поет звучнее,
    Там все нас может восхищать,
    Там все прекрасно, там все мило,
    Там дни, как молнии, летят,
    Там нет тоски унылой,
    Там наше счастие живет,
    Там только жизнью наслаждаться!

     

     

    IV. Д/З. Написать отредактированные  тексты своих работ.  Создать сборник «Чувство Родины».

     

     

    Категория: Подготовка к ОГЭ | Добавил: Алёнушка (02.06.2015)
    Просмотров: 1049 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Соц. закладки
    Socialtools.ru
    Полезные сайты
    Праздники дня
    Праздники России
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz