Четверг, 02.04.2020, 00:35
Сайт учителя русского языка и литературы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Классное руководство [2]
Уроки русского языка [4]
О себе [1]
Исследовательские работы [0]
Домашнее задание [7]
Материалы музей [0]
Объединение "Пульс" [3]
Подготовка к ОГЭ [10]
Виртуальный музей [0]
Методическая копилка [1]
"Мир поэзии и прозы" [1]
Объединение "Пульс" [11]
Педагогические династии школы [3]
Педагог в моей семье [2]
Исследовательские работы [1]
Учительские коллективы [2]
Уроки литературы [0]
Открытые уроки [0]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Уроки русского языка

    Эссе. Понятие жанра. 9 класс

    Эссе. Понятие жанра

    МАСТЕРСКАЯ «Письменное творчество.»

    Участники: учащиеся 9-х классов, учителя, родители.

     

    Цель: иметь возможность писать, понять процесс как бы изнутри.

     

    Задачи:

    1.     Направлять работу ребят;

    2.     Актуализировать знания по данному вопросу;

    3.     Стимулировать творчество для свободы действий каждого;

    4.     Стараться изменить не только методику, но и себя.

     

     

    I.                  Организационный момент. Индуктор. Самоконструкция.

    Подготовить ребят к процессу творчества, настроить на самостоятельную работу.

     

    II.               Основная часть. Социоконструкция.

    1.  Включение в работу. Мы собрались понять, в чем заключается письменное творчество. Запомните: «Все способны писать». Я вместе с вами буду выполнять все задания (учитель равен ученику).

     

    2.Пожалуйста, сядьте по  группам (4-5 человек). На листе бумаги, который  лежит у вас на парте, за 5 минут каждый напишите ответ на вопрос:

    «Что движет словесным творчеством?».

    Группы начинают работать. Записывается все, что произносится, ни осуждая, ни отвергая, лишь уточняя высказанное. Перед работой важно предупредить, что никаких насмешек ни над собой, ни над ответами ни у кого быть не должно. На доске написаны слова : «Делайте так, как считаете нужным», « Мы не торопимся отвечать на вопросы».

     

    3. Каждая группа читает свои ответы. Просьба к остальным – слушать внимательно все, что говорят.

     

    Выписываю на доске ответы групп на вопрос «Что движет словесным творчеством?».

    -     Вдохновение

    -     Музыка

    -    Полет фантазии

    -     Любовь

    -   Добрые мысли

    -     Пейзаж

    -     Мечты

    -     Память о счастливом моменте

    -     Умения

    -     Самосовершенствование

     

    4.У каждой группы на парте – большая  цветная буква или открытка, на которой записаны высказывания о могуществе слова.

    А) «Талант – дар, над которым властвует человек». (Д.Р. Лоуэлл)

    Б) «Мышление – работа ума» (В.Гюго)

    В) «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти» (О.де Бальзак)

    Г) «Чем больше человек пишет, тем больше он может написать».(У. Хэзлитт)

    Д)  «Упражнения рождают мастерство.» (П.К.Тацит)

    5. На интерактивной доске или на плакате написаны слова. Их набор абсолютно произволен.

    Я пишу такой набор существительных:

     вечер, земля, мясо, коза, молодость, память, мир, детство, учитель, город, глупость, горе, черемуха, река, песня, хохот, письмо, тайна, человек, листок, кошка, храм, мост, коса, дети, степь, тень, осень,  солнце, крыша, утро, муха, глаза, месяц.

    Учитель предлагает из всех слов выбрать два: одно – «горячее», другое – «холодное».

    Затем  каждому учащемуся написать на листке эти два слова рядом и  под каждым словом лист разделить на две части. В первом столбике следует написать слова, сходные с данным по смыслу или те, которые рождаются по ассоциации. Во втором – слова, которые получаются заменой буквы или слога, выбрасыванием буквы или  слога, либо имеют с данным одно окончание. Такую работу проводим и с «горячим», и с «холодным» словами.

     

    6.     Социализация.  Через 10 минут происходит обмен листочками с соседом. Ребята на том листочке, что получили, продолжают список слов.

    7.     Через 5 минут каждый получает свой листочек обратно. Ребята читают слова вслух. Кто желает, дописывает слова.

     

    9.Учитель  предлагает взять со стола карточку, на которой написан небольшой текст, состоящий из 5-7 предложений.   Тексты взяты из произведений и стихов ребят школы.

    • Вот и  родное село. Но пока еще не заслонило корпусом самолета то,  что

    впереди и  внизу, я поворачиваюсь направо, отыскиваю  взглядом косую ниточку
    распадка  Караульной  речки, вдетую в острую  иглу залива,  пытаюсь  увидеть
    избушку  бакенщика,  в  которой  ныне обитают городские дачники,  насадившие
    вместо  картошек  петрушку,  укропчик,  корень  ревень,  турецкие   ромашки, гладиолусы.

    • Это был юродивый и странник Гриша.

          Откуда был он? кто были его родители? что побудило его избрать странническую жизнь, какую он вел? Никто не знал этого. Знаю только то, что он с пятнадцатого года стал известен как юродивый, который зиму и лето ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые некоторыми принимаются за предсказания, что никто никогда не знал его в другом виде, что он изредка хаживал к бабушке и что одни говорили, будто он несчастный сын богатых родителей и чистая душа, а другие, что он просто мужик и лентяй.


    •      И  тут я сделался свидетелем неожиданной отвратительной сцены.  Грязная
    тряпка  оказалась мешком.  Синицын встряхнул его,  и  на  траву,  беспомощно
    расставляя крошечные дрожащие лапы,  вывалился слепой котенок.  Он  шатался,
    тыкался головой в траву и жалобно, тонко скулил, дрожа всем тельцем.

    Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил:  у нее  было  верное
    средство вернуть себе доброе расположение духа -- работа. Тотчас же она  или
    хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом.
    А то с плетеным кузовом -- по ягоды  в  дальний лес. И не  столам конторским
    кланяясь,  а лесным  кустам,  да наломавши спину ношей, в избу  возвращалась
    Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

    • И снег и грязь,

    Весенней бури,

    Как будто

    Ветер на Амуре,

    Летит

    Расправивши печаль

    Своим далёким взором

    Не внемля тихим разговорам,

    Людских речей.

    Не зная счастья своего,

    Он ищет только одного -

    Забыться навсегда

    Во тьме веков

    Смуты раскола,

    И веры нового помола

    Не видеть никогда.


    Горит огнём моя душа,

    Иду понурив головой,

    Я по столице неспеша...

    Сухие камни мостовой,

    Лежат не движась,

    Чуть дыша

    Она лишь смотрит на меня,

    Прошёл со вздохом сквозь неё...

    В меня упала.

    Безмятежно,

    Как боль

    Так ласково и нежно.

    Огонь во мне лишь вспыхнул вновь

    Давно ушла уже любовь...



    Затем ребята по очереди читают, если есть в прочитанном тексте проблема, называют  или записывают её.

    В подсознании должно отложиться то, о чем в «лоб» речи не было: написанный текст должен содержать проблему. Еще немаловажный момент: каждый отрывок задает определенный ритм, определенное настроение, обогащается и словарный запас ребят.

     

    10. Учитель просит взять еще по одной карточке. На ней написана всего одна фраза, иногда она не закончена.

    -     Замедлившийся ход поезда вывел её из темноты…

    -     Путешествуют страдания…

    -     Мы в дом вошли…

    -    Самое удивительное в этом то, что…

    -     Как же с крыльями жить нелегко…

    -     Жара, тепло и сухо…

    -     Как хорошо, когда на сердце…

    -     Я мечтаю о деликатесе…

    11. Дается 10 минут для написания любой творческой работы. Это могут быть стихи, проза, эссе. Начать работу следует с выбранной фразы. При написании текста  обязательно используются слова из словарика (горячее-холодное слово), слова с доски и любые другие.

     

    III.Заключительная часть. Афиширование

     

    1.Когда работа закончена, все вывешивают свой труд на доску.

     

    2.Все ходят и читают. Через некоторое время учитель читает работы вслух. Работы не подписаны, поэтому автор неизвестен. Все прикоснулись к творчеству. Оценку своему постижению письменного творчества каждый дает сам.

     

    Вывод ( рефлексия): учитель просит каждого высказать свои ощущения, оценить построение и содержание мастерской.  Высказываются о формировании словарика, выбора слов, написании текста. Приведу пример некоторых текстов ребят. Подчеркнутая фраза – данная.

     

    «Замедлившийся ход поезда вывел её из дремоты. Она посмотрела в окно и увидела бесконечную полосу лесов. У нее на душе было беспокойно…  Мысли поглощали её. В ее голове был лишь один вопрос: «Как она будет жить дальше с тем, что творится у нее на душе. Поезд тронулся с места и помчался вдаль. До конца пути она не могла уснуть…»

     

    « Путешествуют страдания…»

    Мы были вместе много лет,

    Много бед вместе пережили.

    Но в жизни нет такого – хочу и нет.

    Судьба сама решит, что сделать.

    И вот в один прекрасный день

    Вместе время проводили.

    Судьба поставила нам крест.

    В жизни, безобразной жизни,

    В мгновение все произошло.

    И было больно очень, очень.

    Огонь захватил весь дом

    И тебя не стало…

    «Я мечтаю о деликатесе…»

    Я мечтаю о деликатесе. Переулок. Тень. Приближается тело. Это он, олень. Под известную ноту у меня появляется желание… Я представляю, что я его ем.

     

    IV. Д/З. Выбрать одну из написанных фраз и написать историю, навеянную первоначальным текстом.

    Категория: Уроки русского языка | Добавил: Ольга (07.11.2011)
    Просмотров: 3767 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Соц. закладки
    Socialtools.ru
    Полезные сайты
    Праздники дня
    Праздники сегодня
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2020 Сделать бесплатный сайт с uCoz