Четверг, 18.04.2024, 11:29
Сайт учителя русского языка и литературы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Классное руководство [2]
Уроки русского языка [4]
О себе [1]
Исследовательские работы [0]
Домашнее задание [7]
Материалы музей [0]
Объединение "Пульс" [3]
Подготовка к ОГЭ [10]
Виртуальный музей [0]
Методическая копилка [1]
"Мир поэзии и прозы" [1]
Объединение "Пульс" [11]
Педагогические династии школы [3]
Педагог в моей семье [2]
Исследовательские работы [1]
Учительские коллективы [2]
Уроки литературы [0]
Открытые уроки [0]
Функциональная грамотность [2]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Уроки русского языка

    Открытый урок "Наклонение глагола"

    Цели урока:

    1)      Формировать умения различать наклонения глагола, находить и различать формы наклонения глагола (изъявительное, условное, повелительное), опознавать их в тексте; проводить классификацию, делать выводы;

    2)      Работать по развитию речи: самостоятельно составлять предложения, используя различные формы наклонения; составление связного устного рассказа на лингвистическую тему;  обогащение синтаксического строя речи учащегося и расширение словарного запаса путём использования глагольных форм.

    3)      Способствовать развитию чувства коллективизма, аккуратности, быстроты мышления, активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать творческие способности детей.

    4)      Воспитывать активную жизненную позицию и чувство гордости за достижения космонавтики.

    Материалы к уроку:

    • С. И. Ожегов Словарь русского языка под редакцией Н. Ю. Шведовой, М: 2002 г.
    • Карточки с заданием для этапа "Применение”.
    • Ватман «Глагол».
    • Презентация «Космос»
    • Стихотворения о космосе.

                 I.      Использование метода мозгового штурма:

                1. Обратите внимание на презентацию (см.приложение 1).

    2. Подберите к картинам слова, обозначающие действие.

    3. Что это за часть речи?

    4.  Можно ли образовать от них разные формы?

    5. О чём пойдёт сегодня у нас речь? (о глаголе)

     

              II.      Повторение  пройденного:

    1. А теперь мы с вами попробуем повторить и обобщить все

    полученные знания на уроках по теме "Глагол ”.

    Работаем, используя  модуль «Критическое мышление через чтение и письмо».

     

    Что мы узнали  о части речи «глагол» на предыдущих уроках?

    Какой бы вопрос задали своим товарищам?

    Как бы ответили на поставленный вам вопрос?

     

    2. Итак, мы повторили и обобщили теоретические сведения о части речи

    глагол.

     

    III. Теперь полученные  знания закрепляем практически. Вам (каждой группе) даны листы, на которых напечатаны отрывки стихотворений. Найдите  и выпишите глаголы.


    1.

    Сыны и дочери планеты голубой
    Взмывают ввысь, тревожа звезд покой.
    Налажен путь в межзвездные пространства
    Для спутников, ракет, научных станций.
    Шагает эра космоса вперед!
    Ракеты продолжают свой полет,
    Стартуя с Байконура каждый год.

     

     

        2.
    Привык к таким явлениям народ.
    Хранит в душе он первую любовь,
    Пусть тысячи взлетают к звездам вновь,
    Но первым был Гагарин, он был свой,
    Родной, с улыбкой детской, озорной.

     

     

       3.
    Когда День космонавтики справляют,
    Любимца своего все вспоминают.
    Но в этот день поздравим мы и тех,
    Кто славу создает стране, успех:
    Всех, кто с Земли за пультом наблюдает,
    Как космонавты подвиг совершают.

     

     

      4.
    И тех, кто отправляет корабли,
    Стартующие с матушки-Земли, -
    Всех, кто с космической наукой в жизни связан.
    Народ своей любовью им обязан.
    Гордится космонавтикой страна:
    Она была и будет нам нужна!

     


     

    Вывод:   Глагол – часть речи, которая имеет свои постоянные и непостоянные признаки. Глагол часто используется в речи и на письме.

    IY. ИССЛЕДОВАНИЕ

    Для успешной работы учащиеся продолжают работать в группе. Ребята получают листы с заданиями. Эти же задания выведены на экран с помощью мультимедиапроектора.

    Таблица 1

    1.      Первый полет человека в космос осуществил космонавт Юрий Гагарин.

     

    2.      Корабли стартуют с Байконура.

    3.      В 2019 году на корабле «Орион-12» будет осуществляться первый пилотируемый полет к Луне.

    4.      Саша хотел бы совершить полет вокруг Земли.

     

    5.      Ребята, мечтайте о неизведанных пространствах!

    Таблица 2

    6.      Первый полет человека в космос осуществил космонавт Юрий Гагарин.

    Реальное действие

    Изъявительное наклонение

     

    (изменяется по временам)

    7.      Корабли стартуют с Байконура.

    8.      В 2019 году на корабле «Орион-12» будет осуществляться первый пилотируемый полет к Луне.

    9.      Саша хотел бы совершить полет вокруг Земли.

    Нереальное действие

    Условное наклонение

    Повелительное наклонение

    (не изменяются по временам)

    10.  Ребята, мечтайте о неизведанных пространствах!

    ЗАДАНИЕ

    1. Записать предложения в тетрадь, найти и подчеркнуть в них глаголы.
    2. Сравнить глаголы, т.е. найти в них общее и различное.
    3. Рассмотреть смысл этих предложений. В каких  предложениях действие происходит на самом деле, а в каких нет?
    4. Оформить результаты исследования в форме таблицы или схемы и подготовить отчет (в результате исследования в тетради учащихся появляется запись см. Таблицу 1.)

     Динамическая минутка


    Начинаем шаг на месте,
    Финиш – метров через двести!
    Раз два, раз два, раз два,
    Хватит – хватит, прошагали,
    Потянулись, подышали!
    Вот мы руки развели,
    Словно удивились.
    И друг другу до земли
    Низко поклонились.


    V.ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ

    С результатами исследования выступает одна группа, остальные внимательно слушают, дополняют или исправляют по мере необходимости.

    VI. СВЯЗЫВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ

    Для того, чтобы учащиеся могли выделить главное в процессе исследования и сделать выводы, учитель предлагает школьникам в качестве помощи использовать ответы на следующие вопросы:

    1. Сколько форм наклонения есть у глагола в русском языке?
    2. Как они называются?
    3. Какова же тема нашего урока?

    VII. ПРИМЕНЕНИЕ

    1. Прочитать текст. Найти глаголы и выписать их, сгруппировав по общим признакам нового закона. Дать каждой группе глаголов обобщающее слово (изъявительное, условное, повелительное).


    Космонавтики День, как же ты еще молод!
    Мы сегодня Гагарина вспомним опять.
    Твоя память согреет космический холод,
    Не позволит тебе ни о ком забывать.

    Не забытыми будут они - люди долга,
    Они с Юрой Гагариным здесь, пред тобой.
    Комаров, Добровольский, Пацаев и Волков...
    Помним мы этот подвиг в России родной!

    Космонавтики День – наша радость и гордость.
    День, когда человек устремился в полет.
    Люди космоса - в вас есть характера твердость,
    Она с верой в успех вас к победе ведет.

    Ну, а те, кто сегодня уже не летает?
    Вы и ныне, как прежде, России нужны!
    Космонавты родные, вас Русь обожает,
    Ей земные дела ваши также важны.

    Космонавты Земли, Разрешите поздравить,
    Разрешите вам всем в этот день пожелать:
    На планете далёкой автограф оставить,
    И улыбку на Землю оттуда послать!


    2. Даны глаголы в неопределенной форме. Поставить их в разные формы наклонения, записать и ответить на вопрос: наклонение - постоянный или непостоянный морфологический признак глагола?


    • посидеть
    • слетать
    • делать
    • узнавать
    • работать

    3. Найти четвертое лишнее, подчеркнуть его и доказать.

    а) Полетел бы ты на Марс, на Венеру, на Луну?

    С Луны звездные корабли отправились бы в иные миры.

    На Марсе ты ходил бы в скафандре?

    В составе атмосферы Марса кислород не содержится.

    4. . Цифровой диктант (учащиеся определяют наклонение глаголов данных предложений и ставят цифры против названия форм наклонения)

    1.Труд – дело чести, будь в труде на первом месте.

    1.Изъявительное

    2.Доблесть не умирает с героем,  а переживает его.

    2.Повелительное

    3.Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать.

    3.Условное

     

    Учитель может спросить учащихся о том, какая форма наклонения не встретилась в данной работе.

    VII. Итог.

    На доске прикреплен ватман. По ходу появления записи на ватмане учитель задаёт итоговые вопросы:

    1. С чем вы познакомились на уроке?
    2. Что запомнили?
    3. Как поступим, если при написании будем испытывать затруднения (правило, словарь)
    4. Составление синквейна (использование модуля  критического мышления).

    Сущ.

    Прил. + прил. Или прич. + прич.

    Глагол+глагол+глагол

    ассоциация

     

    VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

    1.& 83,84,85 упр. 501

    2.Дано предложение:

    Ребята подготовились ко Дню Космонавтики.

    - В каком наклонении стоит глагол? Переделайте это предложение так, чтобы глагол
    стоял в разных формах наклонения, и запишите их.

    Дополнительные задания:

    3. Ответить на вопросы:

    Они были первыми

    Первый искусственный спутник Земли был запущен в СССР в

    1947 году
    1951 году

    1957 году
    1961 году

    Первый полет человека в космос осуществил космонавт

    Сергей Королев
    Юрий Гагарин

    Алексей Туполев
    Герман Титов

    Первый полет человека в космос был осуществлен

    в 1951 году
    в 1957 году

    в 1961 году
    в 1965 году

    Первый полет человека в космос был осуществлен на космическом корабле

    "Восход"
    "Восток"

    "Рассвет"
    "Запад"

    Первый групповой полет в космос в 1962 году состоялся

    на одном корабле
    на двух кораблях

    на трех кораблях
    на четырёх кораблях

    Первая женщина-космонавт

    Валентина Терешкова
    Елена Кондакова

    Светлана Савицкая
    Майя Плисецкая

    Первый полет космического экипажа без скафандров осуществлялся экипажем, состоящим

    из одного человека
    из двух человек

    из трех человек
    из четырех человек

    Первый выход человека в открытый космос в 1965 году осуществил

    Алексей Леонов
    Валерий Кубасов

    Георгий Шонин
    Павел Беляев

    Первая пилотируемая орбитальная станция называлась

    "Мир"
    "Прогресс"

    "Салют"
    "Буран"

    Первый международный космический полет на кораблях "Союз"-"Аполлон" был осуществлен странами

    СССР-США
    СССР-Канада

    США-Канада
    СССР-Китай

     

    Категория: Уроки русского языка | Добавил: Алёнушка (03.03.2012)
    Просмотров: 6979 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Соц. закладки
    Socialtools.ru
    Полезные сайты
    Праздники дня
    Праздники России
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz