Пятница, 19.04.2024, 10:51
Сайт учителя русского языка и литературы
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [2]
Классное руководство [2]
Уроки русского языка [4]
О себе [1]
Исследовательские работы [0]
Домашнее задание [7]
Материалы музей [0]
Объединение "Пульс" [3]
Подготовка к ОГЭ [10]
Виртуальный музей [0]
Методическая копилка [1]
"Мир поэзии и прозы" [1]
Объединение "Пульс" [11]
Педагогические династии школы [3]
Педагог в моей семье [2]
Исследовательские работы [1]
Учительские коллективы [2]
Уроки литературы [0]
Открытые уроки [0]
Функциональная грамотность [2]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Уроки русского языка

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения"

    Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения"

    Оборудование: мультимедийный проектор, выставка творческих работ учащихся, раздаточный материал, плакат,  на котором изображен ковер-самолет, карта сказочной страны "Предложение".

    Цели урока:

    • отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;
    • развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;
    • прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу;

    Ход урока

    Актуализация знаний учащихся.

    I.                   Вступительное слово учителя.

    Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране  даны словосочетания и  предложения).

             Листья разноцветные.

             Наступила золотая осень.

             Разноцветные листья ложатся под ноги.

             Золотая осень.

             Шуршащий ковер.

             Под ногами пестреет шуршащий ковер.

    Нужно распределить словосочетания в одну колонку, предложения – в другую. Записать в тетрадь

     Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово.

    Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

    II.                Изучение новой темы.

    Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре- самолете в сказочное королевство Предложение. Наш волшебный ковер - самолет отправляется в путь (на экране появляется летящий ковер-самолет, под негромкую музыку). Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "Портняжкин дом", в этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы разных растений. Вы составляете  и записываете в тетрадь  связный текст из 4-5 предложений.

    На слайде - вспомогательные слова.

    Чтение готовых текстов.

    III.           Электронная физкульминутка.

    IV.              Чтение текста Паустовского.

    Выделить грамматические основы. Текст на экране и распечатан. Задание выполняется устно.

     

    Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю… Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства.

    (К. Паустовский).

     

    Вы должны правильно определить  главные  члены предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения. Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам?

     

    V.                 Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки) В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники, найдите  параграф 32, упражнение 157. Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

    Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в игровом зале королевского дворца "Составь предложение". Каждой группе раздаются таблички со словами, из них нужно составить предложение и определить главные члены предложения. Когда группы будут готовы, вы должны выстроиться в предложения.

     

    VI.              Закрепление материала.

    Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение. Но вот беда! За время путешествия на ковре-самолете образовались дыры, его необходимо залатать. А залатать его можно не иглой и нитками, а правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на заплатках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, отрывают заплатки, читают вопрос и отвечают на него. Заплатка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный.

    Вопросы:

    1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.
    2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?
    3. Какими частями речи выражены главные члены предложения?
    4. Определите главные члены предложения. В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки.

     

    Вывод.

    Учитель: Ковер-самолет мы починили, теперь можно отправляться назад в страну "Школяндию". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках.

    Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным?

    Домашнее задание:

    Подведение итогов.

    Комментирование оценок.

    Активные учащиеся получают медали "Лучший знаток королевства Предложение".

    Категория: Уроки русского языка | Добавил: Алёнушка (03.03.2012)
    Просмотров: 8651 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Вход на сайт
    Соц. закладки
    Socialtools.ru
    Полезные сайты
    Праздники дня
    Праздники России
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz